Памятники Афинского акрополя. Парфенон и Эрехтейон
Н.И. Брунов
Москва, «Искусство», 1973 г.
Парфенон
- Назначение Парфенона
- Строительный материал и архитектурные конструкции Парфенона
- Архитектурно-художественная композиция Парфенона
- Смысл и значение расчленения архитектурной массы Парфенона
- Отношение расчленения Парфенона к фигуре человека
- Интерпретация строительного материала архитекторами Парфенона
- Компактность и расчленение объема Парфенона
- Геометричность и органичность массы Парфенона
- Замкнутость и открытый характер наружной массы Парфенона
- Единство наружного объема Парфенона
- Масштаб Парфенона
- Идейное содержание Парфенона
Эрехтейон
- Эрехтейон с дальней точки
- Эрехтейон с верхней площадки Акрополя
- Основной нерв архитектурно-художественной композиции Эрехтейона
- Непрерывная смена архитектурных картин Эрехтейона
- Понятие архитектурной картины
- Первая архитектурная картина Эрехтейона
- Пересечение форм и преднамеренная неясность композиции
- Асимметрия
- Пространственность первой архитектурной картины Эрехтейона
- Равновесия асимметричных частей
- Линейный ритм, динамика и общий характер первой архитектурной картины Эрехтейона
- Взаимоотношение первой архитектурной картины Эрехтейона и реального здания
- Открытый характер первой архитектурной картины Эрехтейона
- Переход между первой и второй архитектурными картинам Эрехтейона
- Комплекс архитектурных картин, связанных со второй архитектурной картиной Эрехтейона
- Точка зрения против восточной стороны Эрехтейона
- Части Эрехтейона, расположенные внизу
Анализ архитектурной композиции Парфенона и Эрехтейона приводит к некоторым существенным выводам.
Разбор основных особенностей Парфенона выявляет глубокие связи, которые это наиболее выдающееся произведение классической греческой архитектуры обнаруживает с памятниками архитектуры древнего Востока. Подобно последним Парфенон представляет собой монументальное произведение, проникнутое сочной, образной народной фантастикой. Именно в этом отношении он отличается от рационализированной западноевропейской архитектуры, в особенности начиная с Ренессанса, несмотря на то, что классический греческий архитектурный ордер определяющим образом повлиял на последнюю.
Наиболее существенный вывод, который можно сделать нз анализа архитектуры Парфенона и Эрехтейона, заключается в утверждении, что различие архитектурной композиции этих двух зданий обусловлено историческим развитием классической греческой архитектуры и что Эрехтейон не мог быть в силу основных особенностей его архитектуры порож-ден временем Перикла, создавшим Парфенон.
Сравнение Парфенона и Эрехтейона позволяет проследить развитие греческой архитектуры во второй половине V в. до н. э. Изучение этого развития особенно важно потому, что оба здания отделены друг от друга промежутком времени всего только в тридцать пять лет и что они созданы одним и тем же кругом заказчиков и архитекторов в одном городе и даже на одном и том же месте. Перед нами ярчайший пример изменения архитектурной композиции в зависимости от изменившихся исторических условий.
Развитие классического греческого зодчества от Парфенона до Эрехтейона представляет исключительный интерес многими своими сторонами. Среди них следует выделить переход от глубоко идейной архитектуры Парфенона к архитектуре Эрехтейона, в которой доминирующую роль играют чисто художественные моменты. Вместе с тем это — переход от объективного образа, противопоставленного человеку, к архитектуре, в которой композиция рассчитана на субъективное воздействие на зрителя. Парфенон противостоит обыденной жизни города. Эрехтейон с ней сливается. В Парфеноне перед нами статическая объемная композиция, в Эрехтейоне — композиция пространственная и динамическая. Периптеральный архитектурный тип Парфенона существовал и совершенствовался в течение столетий, в Эрехтейоне появилось ярко выраженное новое и небывалое.